Клуб Эстетов. Лучший форум для любителей и ценителей искусства!

КЛУБ ЭСТЕТОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ ЭСТЕТОВ » Наша библиотека » Ориентиры (fin)


Ориентиры (fin)

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Ответы, которые дают тебе книги, зависят от вопросов, которые ты задаешь. (Маргарет Атвуд)

    Ты, Книга, чистое мое, светлое мое, золото певучее, обещание, мечта, зов дальний...

    Ты, Книга! Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая, - а  смеешься, кричишь, поешь; покорная, - изумляешь, дразнишь, заманиваешь; малая  -  а  в  тебе народы  без  числа;  пригоршня  буковок, только-то, а захочешь - вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь, слезы  вспузырятся, дыхание захолонет, вся-то  душа  как полотно на ветру взволнуется, волнами  восстанет, крылами  взмахнет! А то чувство  какое бессловесное в груди ворочается, стучит  кулаками в  двери, в стены: задыхаюся! выпусти! - а как его, голое-то, шершавое, выпустишь? какими словами оденешь? Нет у нас слов, не знаем! Как все равно у зверя дикого, али у слеповрана, али русалки, -  нет слов, мык один! А книгу раскроешь, - и там они, слова, дивные, летучие...

    ...али желчь, и грусть, и горесть, и пустота глаза осушат, и тоже слов ищешь, а вот они... 
   /Татьяна Толстая "Кысь"/

Анатолий Протопопов
ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда

http://protopop.chat.ru/tl3.html

Анатолий Протопопов
ЧАсто задаваемые и просто интересные Вопросы по этологии человека

http://protopop.chat.ru/faq_tr.html

Фрейд Зигмунд
"Я и Оно"

http://lib.hsgm.ru/?page=art&id=4600

Михаил Веллер
Любовь Зла

http://psylive.ru/readbook.asp?id=137&rc=0

Вадим Зеланд
ТРАНСЕРФИНГ РЕАЛЬНОСТИ
Всем заблудившимся, приунывшим Странникам посвящается.

http://www.balkaria.info/library/z/zela … fering.htm

Телеканал "Культура", программа "Апокриф"
вторник - 22.45, среда - 12.45
http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=1126

Отредактировано Shturman (2009-06-10 03:25:38)

2

Писатель против часовой

Вячеслав Пьецух — один из немногих современных отечественных сочинителей, которого так и хочется отнести к почти забытому разряду «мыслителей-самородков».

"Специфика наблюдательности такова, что поглазеешь с полчаса на вооруженное восстание в городе — и спать хочется, а углядишь таракана в туалете Исторического музея — и вдруг нагрянут космические думы о смысле и назначении бытия".

"Водка в России — это не спиртной напиток, а гармонизатор личности с внешним миром. Выпил стакан-другой, и уже ты такой же кретин, как все".
/ В.Пьецух «Жизнь замечательных людей»/

— Вячеслав, нам всем в школе рассказывали про «Что делать?» и «Кто виноват?». А какой вопрос сейчас для нас актуален?
— «Ну и что? » Третий роковой русский вопрос.

— «Ну и что… дальше?» Или «Ну и что… это было?».
— Нет, никаких дополнений к нему не требуется. Вопрос совершенно самостоятельный. Вот пример: герой чеховского «Крыжовника» всю жизнь себе во всем отказывал, копил на клочок земли, мечтал выращивать на нем крыжовник. Вот он накопил, купил. Сел, перед ним тарелка с крыжовником… Цель достигнута! А он спрашивает себя: «Ну и что?» Мне кажется, это коренной и чисто русский вопрос. В иных культурах он не имеет оснований существовать. А у нас имеет. Мы ведь некоторым образом самая взрослая нация среди прочих. Нас очень много били и кормили, мягко говоря, не по трудам. Вот и выросли мы не по возрасту взрослыми. Отчего и можем задаваться таким, с точки зрения нормального европейца, совершенно нелепым вопросом. Они же, европейцы, наинтригуют, наработают себе миллионы, десятки домов, и им в жизни не придет в голову озадачить себя подобной нелепицей.
<…>
— Слушайте, многие этим вопросом задаются, еще не имея ни замка, ни «хаммера» — и не делая ничего, чтобы хоть крыжовником полакомиться. Это называется лень-матушка. Тоже ведь свойство русской натуры. Или, если угодно, комплекс Ганина из набоковской «Машеньки». Что же в этом взрослого?
— Разумеется, все это следствие взрослости! В неделании много спасения. Эволюция человека еще не закончилась, и мы пребываем на такой стадии развития, что единственный адекватный тип поведения — это ничегонеделание. Ибо пока во благо и себе, и обществу мы способны действовать только в счастливых исключениях. Так что лучше ничего не делать, чтобы не впасть ни в грех, ни в соблазн.

— Ну это как-то очень далеко от реалий. А как же работать, зарабатывать, богатеть? Кажется ведь, сейчас именно делание видится россиянам путем развития всего общества.
— Ну нет. Главной жизненной задачей каждого культурного человека — и сейчас, и ранее — является самоизоляция от российской действительности. Так было при всех режимах. <…> Мне крайне несимпатичен современный строй жизни, хотя я отдаю себе отчет: человек настолько недоразвит, что, кроме как в условиях рынка, капитализма, он существовать не умеет. Не способен он жить, если им не управляет палка и голый животный интерес.

— Вы и в книжках писали о революции семнадцатого года как о прекрасном, но преждевременном эксперименте.
— Да! Именно наша нация отважилась на этот удивительный, фантастический опыт построения Царствия Божия на земле. Но большевики были люди недалекие, идеалисты в градусе некоторой ненормальности. Не учли они простой вещи: человек не готов жить в этом Царствии. И не будет готов еще лет пятьсот по меньшей мере. Но все равно выходит, что не коммунисты сволочи, а человек скотина.

— Ну да, ну да… «Лысая обезьяна»…
— Может быть. То, что сейчас творится на нашей планете, напоминает борьбу макак за фиговое дерево: висящее на ветвях лакомство заставляет их вести клановые войны, выглядящие очень, очень смешно. И мы, человечество, станем людьми, только когда это самое «ну и что?» сделается таким же мощным лозунгом, как в свое время «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Это ведь очень христианский вопрос, а христианство — религия будущего.
<…>
— Вы на какой-то очень свой лад христианин.
— Я скорее экуменист. Верую ли я? <…> я принимаю полностью этическое учение Христа. Вера — это представление о Боге. А церковь — представление о представлении. Поэтому я полагаю любую церковь учреждением чересчур человеческим.

— Христианское общество Запада насквозь буржуазно. А у нас слово «мещанин» до сих пор почти ругательство…
— Мещанин — это залог здоровья общества. Его спокойствия, целостности. А уж в российском обществе мещанин — это очень нужная составляющая. Россия, может, из-за того и настрадалась, что презирала мещанина. Не надо его презирать, это опора, на которой стоит стройно и вертикально колонна нормального общества. Роль чисто техническая и неблагодарная. Ведь цвет и надежда нации — это все равно интеллигент, в том числе квалифицированный читатель. Сколько его есть? Полпроцента от численности мирного населения. Но именно он движет общество и создает то, чем оно дышит.
<…>
— <…>  почему мы умудряемся из века в век совершать подвиги, в том числе на полях сражений, но уже через короткое по историческим меркам время терять плоды своих трудов и завоеваний?
— Наш народ глубокомыслен до легкомысленности. Надоела игрушка — бросил. Стал заниматься рисованием, надоело, бросил, стал лепить из пластилина поросят. Победил Наполеона — ни одного кирпича не выломал, ни одной юбки не оборвал. Огромную контрибуцию рыцарски простили. И нашему народу уже неинтересно. Он вернулся и начал думать, как бы ему вывести полки на Сенатскую площадь и установить демократическую республику. Появилась новая игрушка! А наши соседи с Запада — ребята прямолинейные и простые. Они, в отличие от нас, точно знают, чего хотят. В этом, наверное, и вся штука.

— Ну да, взять ту же войну. У европейцев принято сопротивляться до некой грани приличия и усталости. У нас — до последнего солдата. Какое свойство нашей натуры заставляет войну, как только она пересекает наши границы, меняться до неузнаваемости и принимать особо чудовищные формы?
— Они так воевали, потому что их мало было. Жизнь француза или немца дорога. Потом — они красиво живут. У них дома красивые, города красивые, красивые соборы. И не любили они нас раньше и боялись оттого, что нас много. А много нас было оттого, что русские на дню по два раза спать ложились. И живем мы некрасиво. Несчастные серые наши города, наши дороги — не дороги, а оборонительные рубежи. И жизнь-то ужасная, и власть-то негодяйская. А Россия — что мать родная: какая есть, такая и слава Богу. Вот за нее и стояли насмерть, и больше ни за что. Оттого у нас так и воюют. Оттого-то мы и остановили и Наполеона, и Гитлера.

полная версия: http://www.expert.ru/printissues/expert … _chasovoi/

Отредактировано Shturman (2009-06-10 03:28:13)

3

Прошу прощения, за поздний отзыв, был в командировке. Не читал, но поищу...спасибо...

4

"Проблема современного человека не в том, что он зол. Напротив, в большинстве случаев он по чисто практическим соображениям старается быть добрым и любезным. Просто ему не нравится скучать. Скука приводит его в ужас, тогда как на самом деле нет ничего более полезного и благотворного, чем хорошая ежедневная доза ничем не заполненного времени, долгих минут безделья, пустоты, тупого оцепенения в одиночестве или в кругу себе подобных. Октав понял это: истинный гедонизм — вот что такое скука. Только она позволяет услаждаться настоящим, однако люди поступают с точностью до наоборот: они бегут от скуки, ищут от нее спасения у телевизора и телефона, в кино и в Интернете, в видеоиграх и модных журналах. Они перестали участвовать в том, что делают, и живут как бы в другом измерении, словно стыдятся просто дышать — здесь и сейчас. Человек, который смотрит на телеэкран, или участвует в интерактивных опросах, или звонит по сотовому, или играет на своей "PlayStation", — не живет. Его здесь нет, он ушел в иной мир. Он вроде бы и не умер, но и не жив. Интересно было бы подсчитать, сколько часов в день мы отсутствуем в реальной действительности и сколько времени пребываем в Зазеркалье. Ручаюсь, что все измерительные приборы зафиксируют наше отсутствие ("Абонент недоступен в данный момент!"), и нам трудненько будет разубедить их. Люди, критикующие индустрию развлечений, имеют дома телевизоры. Люди, осуждающие общество потребления, имеют карточки "Visa". Ситуация необратима. Она не меняется со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога. Так как же избежать развлечений?..."
/Фредерик Бегбедер. 99 Франков/

http://lib.ru/INPROZ/BEGBEDER/99frankow.txt

Отредактировано Shturman (2009-06-10 14:52:47)

5

« <…> Стругацкие учат, как под давлением оставаться стоящим человеком.

То есть нет; неправильно; звучит, словно им ведом рецепт, штука технологии. Отнюдь. Книги Стругацких учат только тому, что «оставание человеком» есть работа. Тяжелая, неблагодарная. Без готовых решений в конце задачника, с постоянным жестким выбором в условиях задач. А главное — без отпусков. Потому что был бы человек — а давление найдется. Потому что были бы ум, честь и совесть — а претенденты на них отыщутся: желающие не отнять силой — так взять в управление под выгодный процент годовых.

<…>

<…> до логического предела, до притчевого градуса доведена эта коллизия «человека под давлением» в идеологически главной вещи Стругацких «За миллиард лет до конца света». Там от героев требуется сущая малость: не подлецами сделаться, не убийцами — всего только отказаться от небольшой, но определяющей части собственного «я». Той, что отвечает за неравнодушие, за любопытство, за желание понять, за не-эгоизм. Всего лишь стать «как все», сузить себя до узкого сектора сугубо практических и частных интересов. И требует этой малости не тоталитарное государство, не злобный агрессор: анонимная, безличная сила, «гомеостатическое мироздание» — читай, закон жизни. 

Не сдаться — невозможно. Сдаться — неприемлемо.

Казнить нельзя помиловать, запятые расставьте сами.

Вот за это я их и люблю — помимо отменно скроенных сюжетов и чистого, четкого языка; больше, чем за сюжеты и за язык. За то, что раньше и точнее прочих объяснили мне: человек только и есть хлипкая, хрупкая надстройка над крепким волосатым животным базисом. В человеке только то и прекрасно, что избыточно; только то и ценно, что необязательно. Что поверх, а чаще — поперек здоровых инстинктов: бей, хватай и беги, урви и не отдавай. Что, в сущности, проходит по статье чуда — ненужного, невыгодного, неудобного, бесперспективного чуда; а других на самом деле не бывает».
Александр Гаррос /http://www.expert.ru/printissues/expert … _na_slome/ /

Аркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света
http://lib.ru/STRUGACKIE/milliard.txt_w … tures.html

Отредактировано Shturman (2009-06-10 14:53:23)

6

Нам туда не надо

В  настоящее время явных альтернатив обществу потребления нет. Альтернативой является лишь аскеза, самоограничение и нематериальные ценности (самореализация, творчество и т.п.). Но человек эпохи потребления породил столько материальных «хотелок», ненужных возможностей и испытывает такое удовольствие от их удовлетворения, что отказ от них воспринимается чуть ли не как катастрофа. Кроме того, умножение потребностей превращается в зависимость от них, которая позволяет манипулировать человеком, обещая все новые возможности и удовольствия, от которых практически невозможно отстраниться. На этом и основан экономический рост, когда экономика заточена под одноразовые и быстроизнашивающиеся товары, которые надо постоянно выкидывать и покупать новые.

Российское общество пока не дискутирует о долгосрочных перспективах, отдача от которых не очевидна «здесь и сейчас». Но принципиальный выбор может быть только один: потреблять или не потреблять.

К сожалению, современная Россия на рубеже ХХ — ХХI веков сделала фундаментальный выбор своего будущего в пользу общества потребления, присоединившись к глобальной экономике. Но таким ли желательным вариантом для нас является настоящее постиндустриального мира? <…>

Представляется, что реальный выход нужно искать в отказе от навязанных потребностей, который и приведет к появлению принципиально новых возможностей альтернативных путей. Россия проиграет, если будет думать только о себе и своей частной стратегии в глобальном обществе потребления. Но может выиграть, если будет менять мир, увлекая собственным альтернативным примером. Мы не можем знать, каким будет будущее, но мы можем знать, каким его нам хотелось бы видеть. <…>
Виктор Мартьянов /http://www.expert.ru/printissues/ural/2008/19/poziciya/ /

Отредактировано Shturman (2009-06-10 14:53:57)


Вы здесь » КЛУБ ЭСТЕТОВ » Наша библиотека » Ориентиры (fin)