Клуб Эстетов. Лучший форум для любителей и ценителей искусства!

КЛУБ ЭСТЕТОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ ЭСТЕТОВ » Любопытные факты о странах и народах мира » от вербального к иным путям познания


от вербального к иным путям познания

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

«Язык есть... форма мысли, но такая, которая ни в чем, кроме языка, не встречается». /А. А.Потебня/

из истории вопроса

Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике). /http://ru.wikipedia.org/wiki/Гипотеза_Сапир-Уорф/

например

« <…> главную ответственность за интеллектуальную поляризованность русского общества, несет прежде всего язык. Русский народ почти так же, как в известном анекдоте про всемогущего Бога и "неподъемный" для него камень*, создал непосильный для себя язык: предельно неупорядоченный, в котором на одно правило столько исключений, что невольно возникает вопрос, а есть ли правило. Поэтому многим он оказывается не под силу, что непосредственно и сказывается на уровне мышления**. Как указывает Н.Н.Вашкевич, "Темный, неорганизованный, алогичный язык приводит к тому, что интеллект русского этноса поляризуется. В обществе становится много дураков, но и много умных. Беспорядочный и хаотичный, трудный и этимологически непрозрачный, он вносит такую же неорганизованность и в мышление. С другой стороны, лишенный жестких шаблонов он не навязывает своих шаблонов и на интеллектуальную деятельность, что обеспечивает широту и нестандартность мышления".
Именно эти обстоятельства и определяют в значительной степени образ жизни населения: ленивый, но с уникальной способностью к трудовому подвигу, бездумный или же с заоблачными мечтаниями, нерасчетливый, но зато подчас – с интеллектуальными свершениями». /http://www.jnana.ru/unlimit/cannibal10.html/

* богословский парадокс о всемогуществе Бога: Может ли Всемогущий Бог создать "неподъемный камень", который Сам же потом не сможет поднять? 
** зд. проблема в большей степени рассматривается в плане онтогенеза, а не в плане филогенеза

это и т.п.- интересно и несомненно научно полезно, но

«Почему мы должны искать категории той или иной науки не в самой действительности, а в языке? Почему мы не можем себе позволить снять со своего сознания языковые очки, чтобы увидеть мир как таковой – в абстракции от языка? Почему вообще мы должны изучать объективный мир лишь по его отражению в языковых картинах мира, а не непосредственно?
<…>
Ошибочность взглядов авторов гипотезы лингвистической относительности состояла не в том, что они выдвинули полностью неверный лозунг о руководящей роли языка в познании, а в том, что они эту роль явно преувеличивали. Это выразилось в том, что язык они превратили в некий котел, в котором только и может перевариваться интеллектуальная пища. Но все дело в том, что она может перевариваться и за пределами языка. Иначе говоря, познавательная деятельность человека осуществляется не только с помощью языка, но и без этой помощи – в абстракции от языковых форм, с помощью которых предмет познания может быть в дальнейшем описан. Так, европейские дети могут узнать о разных видах снега из непосредственных наблюдений за ними***. Подобные знания возникнут в их сознании за пределами языкового котла. Вот почему мы можем смело утверждать, что власть языка над познавательной деятельностью его носителей не является тиранической. Вот почему мы можем утверждать, что наряду с языковым (вербальным) существует и другой - неязыковой - путь познания». /В.П.Даниленко,http://www.islu.ru/danilenko/articles/sepirkart.htm/

*** язык действительно оказывает влияние на познавательную деятельность его носителей. Особенно заметным это влияние оказывается в детстве. Так, маленький эскимос потому обращает внимание на разные виды снега – падающий, талый, несомый ветром и т.п., что его заставляет это делать родной язык, поскольку в нем имеются специальные лексемы для обозначения этих видов снега. Напротив, подобные лексемы отсутствуют во многих других языках. Стало быть, дети, говорящие на этих языках будут свободны в данной области от направляющей роли родного языка в познании.

из жизни

«Наступает усталость, истертость слов. Нужны новые символы новых отношений. А их уже приходится изобретать самим, и это - из области творчества». /Оксана Аболина,http://www.bookssite.ru/scr/read_115718_7.html/

«Он никогда особенно не умел выражать в словах свою любовь или дружбу; какое-то очень сильное и целомудренное чувство жило в нем и парализовывало красноречие.
<…>
Но он знал своего Реба Климрода и его молчание, даже полную немоту в течение недель, если не месяцев, и вдруг эти лихорадочные вспышки страсти  --  как этой страсти к живописи в данный момент, -- когда какая-либо тема внезапно пробуждала его и вынуждала болтать часами напролет. Диего вовсе не пытался прервать Реба. В конце концов именно в такие минуты благодаря возбуждению, что пробуждалось у него под внешней невозмутимостью, Реб становился по-настоящему человечным». /Поль-Лу Сулицер «Зеленый король»/

Мы еще притворяемся, что мы люди, но мы уже давно не люди. Нам уже не нужны слова и, общаясь друг с другом, мы по большей части молчим. Все сказано, а остальное невыразимо словами, и мы знаем, что мы это знаем». /Оксана Аболина,http://www.bookssite.ru/scr/read_115718_7.html/

Отредактировано Shturman (2009-06-11 15:30:35)

2

о людях

хищники: палеоантропический вид (=суперанималы=сверхживотныенеотроглодиты) и суггесторы
(наслаждение (преимущественно) - от инстинктивно-обусловленных эмоций)

не-хищники: диффузный вид и неоантропы (="авангардный" подвид диффузного типа)
(наслаждение (преимущественно) - от рассудочно-обусловленных эмоций <=> сублимация) 

гибриды* - результат смешения хищных и нехищных человеческих видов
(в процессе гибридизации происходит генетическое и социально-рассудочное оформление процессов вымирания гибридных потомков) /http://www.jnana.ru/unlimit/cannibal10.html/

очевидно, у хищников - главенствующая роль принадлежит подсознанию, при сниженной активности разума, у не-хищников, соответственно - наоборот, но существует предположение, "что стагнация, в которой находилось до последнего времени большинство традиционных обществ, стагнация первобытной ментальности, вызвана высокой активностью подсознания, блокирующего развитие сознания, что соответствует, в частности, положению К.Г.Юнга о компенсаторном и дополнительном отношении между сознанием и подсознанием".
/Виль Мириманов, http://www.krugosvet.ru/articles/101/10 … 180a1.htm/

так или иначе, друг от друга все отличаются высокой/низкой примативностью и высокой/низкой ранговостью - отличий хватает, но главное отличие - приоритеты

приоритеты = генетика + активные программы инстинктивного поведения + география + климат + история + культура + язык + воспитание + социальная среда + уровень развития наук (в момент жизнедеятельности человека) + образование + поколение + гормональный фон + здоровье + (не)энергоизбыточность + жизненный опыт + психическая (не)адекватность + (не)подключенность к ноосфере + etc.

приоритеты, мысли, мотивы поступков, намерения, мечты, надежды, вера, идеалы, ценности, внутренний мир и доступ к иному - важнее для самого человека,  для окружающих, тем более для общества в целом, важнее - действия и поступки индивидуума, хотя, все - взаимосвязано

в поведении отдельно взятого человека другой человек, при способности и желании, может понять ВСЁ (!!), а принять что-то - это или происходит, или нет, в любом случае - если что-то (не)принимается, то само по себе, это не контролируется, это - как будто внутри фильтр, пытаться насильно заставить себя принять непринимаемое (на данный момент или вообще) - похоже на попытку сложить матрешки не по порядку - для этого нужно быть, как минимум, Н.Валуевым, но не все же палеоантропы )

итого: люди разные нужны, люди разные важны )

а вообще - 42

и сублимация )

* ...первое поколение гибридов демонстрирует повышенную жизненную энергию и сверхактивность...

...именно такие вот "недосумасшедшие" несут в мир наибольшее количество социального зла и общественного хаоса...

...но вместе с тем, они же придают и наибольшую динамику общественным движениям, проявляя социальную сверхэнергичность. Это – именно то, что Л.Н.Гумилев определил как "пассионарность"...

Дисбаланс сознания пассионариев просто напросто не дает им возможности остановиться и подумать, что же это они такое вытворяют. Они неспособны "присесть и поразмышлять" над своим жутким поведением, их в таких случаях поджидает страшная депрессия, им необходимо постоянно отвлекаться каким-либо "общественным делом", обязательно "быть на людях". Это о них пишет в "Окаянных днях" И.Бунин: "Какие же они все неутомимые, дьявольски двужильные – все эти Ленины, Троцкие, Сталины, фюреры, дуче!" Гибриды совмещают в себе несовместимое. И этот трагический саморазлад приводит к самым неожиданным и непредсказуемым последствиям. Его можно было бы определить, как "синдром Достоевского", ибо и Раскольников, и многие другие герои его произведений, отражают именно эту двойственную гибридную позицию, в первую очередь присущую самому Достоевскому.

другие примеры гибридов в литературе: "голубой воришка" и не может не воровать (суггесторность!), и ему же одновременно мучительно стыдно, "совестно" за это свое пристрастие (диффузность!). Наиболее же страшен и чудовищен противоположный шизофренический полюс: нечто вроде совмещения в одном индивиде и поочередного "всплывания" в сознании то благопристойного "мистера Хайда" (диффузность!), то звероподобного убийцы "доктора Джекила" (суперанимальность!) – чудовищного персонажа известной повести Р.Стивенсона.

Все же, справедливости ради, нужно отметить, что именно от таких вот "недопроявленных сумасшедших" гибридов исходит и значительная часть достижений во многих областях духовной жизни человечества. Именно этот аспект выхватил и осветил знаменитый психиатр Ч. Ломброзо в своем труде "Гениальность и помешательство". Но они же – эти "помешанные гении" привносят повсюду и гибельные тенденции, наиболее "легкая форма" которых это "маразматизация" художественного творчества и литературы.

Отредактировано Shturman (2009-06-11 15:33:00)

3

Общества, где люди мало обнимают друг друга, становятся более агрессивными. Физиологически объятия — это естественные убийцы боли.

Объятия в раннем детстве делают нас способными любить. Дети, выросшие до 7 лет без объятий, могут оказаться неспособными любить других. Из них, как правило, вырастают психопаты, социопаты, т. е. люди, находящиеся в разладе с обществом и склонные к антиобщественным поступкам, а также патологически неприспособленные к жизни.

Европейцы чаще прикасаются друг к другу, чем американцы. Так, в ресторанах и общественных местах они прикасаются друг к другу в среднем 100 раз за час, а американцы за это же время — только 2 или 3 раза.

Приведенные ниже ответы 1269 мужчин и женщин на первые десять пунктов анкеты свидетельствуют о том, что им больше всего нравится и не нравится в объятиях.

Почему мужчины любят обниматься
1. Создается ощущение тепла.
2. Это дает мне чувство защищенности.
3. Это успокаивает меня.
4. Я чувствую, что у меня есть настоящий друг.
5. Это заставляет чувствовать себя любимым.
6. Я могу ощущать запах любимой.
7. Я получаю удовольствие

Почему женщины любят обниматься
1. Это заставляет почувствовать себя любимой.
2. Это заставляет меня чувствовать, что мы связаны друг с другом и близки.
3. Это дает мне чувство защищенности.
4. Это психологическая поддержка, сродни терапии.
5. Это дает ощущение тепла.
6. Это позволяет мне поделиться чувствами, когда мне плохо или хорошо.
7. Это заставляет меня почувствовать, что у меня все хорошо.
8. Это утешает и дает ощущение заботы обо мне.
9. Мне нравятся телесные контакты.
10. Это заставляет меня чувствовать себя необходимой. /http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-20023-p-4.html/

Когда поведение зависит от генов
<...> Сотрудники Университета Джорджии обнаружили, что мутация гена, который отвечает на синтез рецепторов к вазопрессину, приводит к полигамному поведению у мышей полевок. Самцы с определенной формой гена постоянно меняли самок и редко оставались с каждой подолгу. Ученые сделали инъекцию рецепторов к вазопрессину в лобную долю полигамной мыши - результаты превзошли все ожидания. Бывшие плейбои резко изменили свое поведение и сразу выбрали себе постоянную спутницу. Исследователи предположили, что факт верности объясняется уровнем удовольствия, которое самец испытывает при общении с самкой. Чем больше рецепторов, тем сильнее удовольствие, и тем меньше причин искать новую подружку. <...> /http://www.medportal.ru/budzdorova/winner/1400//

"всегда и везде все то, что нам не удалось интериоризировать, будет проецироваться вовне"

все самое важное в жизни - способность-возможность-желание чувствовать-понимать-дорожить-совершенствовать(ся)

память - не то, что забыл, а то, что хочешь помнить

Отредактировано Shturman (2009-06-11 15:33:43)

4

Сразу захотелось обнять кого нибудь...(улыбаясь)...но увы...
... время собирать камни, время их разбрасывать, время обниматься и время уклоняться от объятий... (Экклезиаст)

5

Интересно, что во многих языках, язык- и средство общения, и орган звукообразования, и орган чувств - омонимы. Немного выбивается из правила немецкий. Но послушайте, как звучит Zunge - созвучно песне, звучанию. Было бы любопытно знать, распространяется ли это правило на другие, например, азиатские или тюркские языки.

Общаясь, обнимаясь и т.д. мы не только и не столько ощущаем, сколько даем ощущать себя.

6

"Я могла бы рассказать — насколько полно видит ее муж Божий свет, как щедро расстилается тот перед ним, в какие дали заманивает, как баюкает, как бережет... Но я промолчала... У меня давно уже окрепло ощущение, что я не в силах влиять ни на одно, даже самое мельчайшее, событие, что все, вокруг меня происходящее, должно происходить, совершаться, идти своим ходом без всякого моего вмешательства, ибо сюжеты эти придуманы не мною, и не мной они пресекутся..." /http://www.dinarubina.com/interview/booknik2007.html/

Отредактировано Shturman (2009-06-11 15:34:09)

7

Японцы, признаваясь в любви, прикладывают ладонь не к сердцу, а к желудку. Они уверены, что душа находится в животе. Поэтому и делают харакири, выпуская душу на волю. /http://www.kuking.net/8_1.htm/

Из существования в русском языке сочетаний его гложет тоска, тоска заела, тоска напала можно сделать вывод о том, что тоска в русской языковой картине мира предстает как некий хищный зверь. /http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007724/1007724a1.htm/

Самым странным из примерно 6000 существующих языков исследователи называют язык племени пираха в Бразилии. Две сотни человек, живущих в Амазонии, обходятся всего восемью согласными звуками и тремя гласными. Умудряются говорить без числительных. У них нет придаточных предложений, прошедшего и будущего времени. Почти год американский лингвист Дэн Эверетт, который жил среди индейцев, пытался научить их счету, но безуспешно. Просто в языке пираха нет слов, обозначающих понятие множества. Кроме того, индейцы из всего многообразия цветов обозначают словами лишь противопоставление "темный-светлый". /http://elbrusoid.org/cgi/Elbrus/runbroker.cgi?broker=Brokers::Showcontent&action=printversion&id_news=332937/

Отредактировано Shturman (2009-06-11 15:34:38)

8

в тюрских языках, корова переводится  - мол.  Улавливаете ассоциацию?


Вы здесь » КЛУБ ЭСТЕТОВ » Любопытные факты о странах и народах мира » от вербального к иным путям познания