Клуб Эстетов. Лучший форум для любителей и ценителей искусства!

КЛУБ ЭСТЕТОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЛУБ ЭСТЕТОВ » Опера в статьях и обзорах. » Лучано Паваротти: "Я соперничаю только с самим собой"


Лучано Паваротти: "Я соперничаю только с самим собой"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Эксклюзивное интервью "Аргументам и фактам"

ИНТЕРВЬЮ с маэстро должно было состояться ещё летом, однако постоянно откладывалось: сначала гастроли, потом операция, потом больница. В итоге менеджер извинилась: «Боюсь, в этом году Лучано не сможет с вами встретиться, он сейчас никого не принимает. Но наша договорённость в силе, пришлите ваши вопросы, мы переправим ему лично в руки». Через неделю из Италии, где всемирно известный певец проходит курс реабилитации после удаления раковой опухоли, было передано интервью. Паваротти честно ответил на главные вопросы, которые интересовали читателей «АиФ»: об уходе со сцены, секрете похудения, первом гонораре и домашних увлечениях.

«Можно позволить себе быть толще»

— ВЕРНО ли, что вы периодически садитесь на специальную диету?

— Диета у меня одна — надо просто пересиливать себя и не кушать вкусную еду, когда ужасно хочется. Желаешь поужинать? Возьми и откажись — ложиться спать следует голодным. Между прочим, очень действенно, пару раз я похудел сразу на тридцать килограммов. Но мне стройность и не требуется, я всё-таки певец, а не фотомодель.

— Есть интересное предположение: чем больше вес оперного певца, тем у него лучше голос. Похоже, оно и верно — совсем худых исполнителей нет. И вы, и Монт-серрат Кабалье, и другие — все довольно упитанны.

— Вы знаете, я тоже слышал такую теорию: мол, чем ты толще, тем лучше поёшь. Это неправда. Оперные певцы просто не обязаны так следить за фигурой, как это делают поп-исполнители, — они же не прыгают по сцене, не снимаются в рекламе нижнего белья, не участвуют в спортивных соревнованиях. Поэтому в принципе могут себе позволить набрать любой вес. В их таланте дороже всего стоит голос, а не внешность.

— Сейчас вы один из самых успешных певцов. Каким был ваш первый гонорар?

— Около двух долларов. Народ после войны небогатый, платил немного. Я подрабатывал с восемнадцати лет, исполняя народные песни на свадьбах. Однако профессиональным певцом становиться не планировал, это было исключительно как хобби. Я собирался пойти работать школьным учителем: в итоге у меня это получилось. На большую сцену я вышел уже ближе к тридцати годам, когда понял, что мне ужасно нравится петь.

— Вам приходится держать себя в жёстких рамках, чтобы сохранять голос?

— Конечно. Я отменяю прогулки в холодную погоду, не ем мороженое, не пью пиво.

— Однако вы курите.

— Да, но стараюсь сократить количество выкуренных сигар. Три сигары в месяц — это не так уж страшно. Ко всему прочему, я до сих пор не прекращаю тренировок голоса: для стойкости звучания нужно обязательно спеть как минимум пару арий в день. Это громко, даже оконные стёкла дрожат. К счастью, у меня нет соседей, и никто не стучит шваброй в потолок. Мой отец говорил: «Тренировок никогда нельзя прекращать, иначе голос пропадёт». Папа умер, дожив до 90 лет… но до конца своих дней обладал превосходным тенором, хотя в таком возрасте голос, как правило, становится старческим и дребезжащим. Я думаю, мне до него далеко, он пел лучше меня, и это чистая правда.

— В этом году вам исполняется 72 года. Объявив об уходе со сцены, вы начали долгие «прощальные гастроли». Они не закончились до сих пор: после того как вы восстановите здоровье, опять собираетесь дать несколько концертов?

— Скажу вам по секрету: первоначально я вообще собирался уйти на пенсию в шестьдесят лет. Думал, неужели можно петь позже? Как я буду выглядеть на сцене, если в процессе пения из меня песок посыплется? Но сейчас я получаю наслаждение от концерта, голос по-прежнему сильный, люди всё так же хотят меня видеть. Конечно, я не смогу теперь устраивать длительные гастрольные туры по два года, уже здоровье не позволит… но иногда выступать для собственного удовольствия — почему бы и нет. Зато теперь я буду намного больше дней проводить со своей семьёй и с друзьями.

«Пару раз меня тоже освистали»

— В ПОСЛЕДНЕЕ время вам пришлось нелегко, вы перенесли несколько сложных операций, были вынуждены даже прекратить выступления.

— Все мы в руках Господа. К сожалению, в ранней юности совершенно не задумываешься о своём здоровье, а ближе к старости приходится за это расплачиваться. Но ничего, я весьма крепкий парень, мне приходилось решать и более крутые проблемы. Как только я окончательно поправлюсь, то сразу же вернусь на сцену — соскучился.

— У подобной мегазвезды такое, наверное, спрашивать глупо, но всё-таки… Были ли в вашей жизни такие моменты, когда слушатели вас освистывали?

— Да, дважды. Публика — вообще очень тонкое существо. Она сразу чувствует, выкладываешься ты на всю катушку или нет. В те моменты я пел отлично, но мог бы и лучше, люди тут же это ощутили. Ничего, это не страшно, бывает и хуже. В жизни популярного человека всегда должна присутствовать критика его деятельности, иначе ему будет слишком скучно жить. Лично я обожаю своих критиков и не обижаюсь на них.

— Чем вы себя развлекали, пока находились на лечении?

— Уделял время своей маленькой дочери — настолько, насколько мог. Мы стараемся не расставаться, я беру её на гастроли с младенческого возраста. Когда она капризничает, то так горько плачет, что я думаю: о, лет через двадцать она сможет заменить меня на сцене, вот это голосище! Поздний ребёнок — это феноменальное ощущение, я не мог в себя прийти от радости. Хотя, с другой стороны, парадокс — у меня уже есть внучка, и она старше моей младшей дочери. В остальном же я вёл себя как стандартный итальянский пенсионер на отдыхе: кофе, чтение, телевизор. Обожаю читать детективы, могу проваляться с книгой в постели всю ночь и не сомкнуть глаз. Обычно на это нет времени, но вот тут-то я и «оторвался». Ну и, конечно, главное увлечение — это футбол. Я фанат «Ювентуса» до такой степени, что даже пересматриваю на видео старые матчи.

— А вы слушаете собственные песни, когда находитесь дома один?

— Боже упаси. Себя слушать, только этого мне и не хватало. Я лучше включу песню Пласидо Доминго, джаз или ранний диск «Битлз». К современной музыке у меня сложное отношение, но я люблю разнообразные эксперименты — один раз даже спел рэп.

— Вы сказали, что предпочитаете пение Доминго… Но верно ли, что среди оперных теноров мирового класса существует скрытое соперничество?

— Нет. Опера — это не поп-сцена, мы не пытаемся перетащить на свою сторону чьих-либо слушателей: у каждого из нас есть устоявшиеся поклонники. Я понимаю, что публике было бы очень приятно, если бы мы все передрались, но такого не будет. Поэтому если я с кем-то в жизни и соперничаю — то исключительно с самим собой.

ДЛЯ СПРАВКИ. Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в г. Модена (Италия). В 1961 г. дебютировал на театральной сцене, и с тех пор считается одним из лучших оперных теноров. За время его карьеры было продано 100 миллионов (!) пластинок, он выступал на стадионах, собрал гигантское количество наград, в том числе и «Грэмми». 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка: такую аудиторию не собирал ни один из поп- или рок-исполнителей. Самая знаменитая песня Паваротти — O sole mio! («О душа моя!»). Женат вторым браком на своей ассистентке Николетте Мантовани, имеет 4-летнюю дочь Алису (и ещё трёх дочерей от первого брака). В 2004–2006 годах подвергся серии хирургических операций — на колене, позвоночнике, шее, а также операции по удалению раковой опухоли поджелудочной железы, после чего был вынужден объявить о перерыве в концертной деятельности.

Автор выражает благодарность представителю Л. Паваротти в Лондоне Терри Робсон за помощь в организации этого интервью.

Георгий ЗОТОВ, "Аргументы и факты"

2

Сегодня умер Лучано Паваротти.

Прочитала эту статью, стало грустно.

В свой 70-летний юбилей маэстро совершил прощальный тур по 40 городам мира. В начале этой недели вице-премьер, министр культуры Италии Франческо Рутелли объявил о присуждении Паваротти специальной премии за огромный вклад в искусство. Певец выразил признательность за эту награду и сообщил, что растроган таким решением властей.

Вчера вечером знаменитый итальянский тенор почувствовал себя хуже, медики долго бились за его жизнь, но не смогли его спасти. Утром певец умер в больнице города Модена не дожив месяца до 72 лет.

3

Великая, невосполнимая потеря...

Великий Паваротти признавался, что не знает нот
06.09.2007 12:18 | wwwrian.ru
В детстве Лучано больше всего любил ловить лягушек и ящериц, играть в футбол и, конечно, петь. Что неудивительно - ведь он родился в Модене на севере Италии, самой "поющей" страны мира. Его отец, хотя и зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на удивление красивым тенором и регулярно посещал моденский хор "Корала Росси".

А мать, которая трудилась долгими часами на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи - Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Подражая им, Лучано голосил "Сердце красавицы", забравшись на стол. В ответ на его истошное пение одновременно из 15 соседних квартир раздавались не менее истошные крики: "Баста! Да замолчи же ты, наконец!"

Отец Паваротти тоже был невысокого мнения о его вокальных данных. Певец вспоминал: "После моего первого выступления отец, будучи строгим человеком, сказал: "Мальчик, ты неплохо поешь, но ты - не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию". Но я сказал сам себе: "Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти".

Немного повзрослев, Лучано Паваротти увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Но спортсмена из него не вышло - хор, в котором он выступал, неожиданно победил на престижном конкурсе в Уэльсе, и Лучано начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене. Несмотря на то, что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы. Работа в школе стала для него серьезным испытанием. Дети часто шалили. На них приходилось ругаться, кричать и даже срывать голос.

Своей певческой карьерой Паваротти обязан своей первой жене - Адуе. Она уговорила его продолжать занятия пением, которые увенчались успехом - в 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия.

На первом выступлении, боясь, что сына сглазят, мать положила ему в карман гвоздь со словами: "У тебя будут завистники, они не упустят возможности вышибить тебя из седла". Паваротти был уверен, что мамин гвоздь помог ему одержать успех, когда он исполнял арию из "Богемы" Пуччини. Гвоздик со временем заржавел, но Паваротти его бережно хранил. Дебют в "Богеме" Пуччини открыл для певца двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы.

Это выступление чудесным образом сохранилось для истории. Дело в том, что в опере вместе с Лучано Паваротти был занят другой дебютант - молодой Дмитрий Набоков, сын великого русского писателя-эмигранта, отец которого не пожалел денег на самых искусных звукорежиссеров своего времени для сохранения в семейном архиве столь важного события. Но кто теперь знает оперного певца Дмитрия Набокова?

Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. С течением времени театр уступил место концертной эстраде, которая, в свою очередь, стала тесной для Паваротти. Его выступления на стадионах (соло и совместно с коллегами и друзьями) собирали многотысячную аудиторию.

Среди достоинств пения Паваротти - превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из суперзвезд оперной сцены 20 столетия.

Партия Тонио в "Дочери полка" Доницетти (спетая сначала в театре 'Ковент-Гарден' в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской 'Метрополитен-опера') принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до).

Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини, Артуро в его же "Пуританах", Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти, Альфред в "Травиате" Верди, Герцог Мантуанский в его же "Риголетто"), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в "Бале-маскараде" Верди, Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Манрико в "Трубадуре" Верди, Радамес в его же "Аиде".

Сам Паваротти признавался, что не знает нот, но это ему ничуть не мешало: "Мой отец тоже не знал производственной технологии выпечки хлеба. Однако за его булочками всегда выстраивалась очередь. Мне кажется, всякое искусство - это прежде всего какое-то чутье. На нотных листах я ставлю свои знаки - знаки движения моей души. Эту тайнопись мой голос читает безупречно".

В 1966 году сбылась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра "Ла Скала" и начал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в "Метрополитен-опера" Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз - что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Друзья называли Паваротти "Big P". "Большой" - не в смысле "великий", а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорили, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. Диетические мучения, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражировались в прессе. Габариты Паваротти были проблемой для портных и испытанием для стульев. В опере Пуччини "Тоска" его героя Каварадосси после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: "Думаю, этот стул меня не выдержит". Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене "Гранд-опера" не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска.

Со своей первой женой Адуей Лучано познакомился еще подростком. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. "Немногие женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать Адуя", - написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга самое большее 5 дней в месяц.

Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: "Спагетти, спагетти, потом - любовь", - а на вопрос журналиста, как она относится к тому, что во время поездок Паваротти окружает столько красивых женщин, Адуа как-то ответила: "Ничего страшного, если он посмотрит на хорошенькое личико. Все равно он выберет пиццу". Адуя закрывала глаза на похождения своего мужа.

Паваротти, зарабатывая около $2 млн в год, имел недвижимость в Модене, Монте-Карло, Париже и Нью-Йорке, одиннадцать действующих предприятий, конюшню на 60 лошадей, занимался парфюмерным бизнесом. Обо всем этом пеклась Адуя и из последних сил старалась сохранить семью ради обеспеченного будущего трех дочерей - Лоренцы, Кристины и Джулианы. Но растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, ее взбесили. После 35 лет брака Адуя подала на развод. При этом она отсудила у мужа $100 млн и рассказала правоохранительным органам, что Лучано укрыл от налогообложения $20 млн. У "забывчивого" певца возникли серьезные проблемы с властью. Ему грозило трехлетнее тюремное заключение. А вся Италия обсуждала его связи с мафией.

"Подумать только! - удивлялся певец в своей книге "Мой мир". - Когда-то мне потребовалось шесть лет, чтобы завоевать расположение Адуи. А теперь я трачу почти столько же времени, чтобы развестись с ней".

68-летний тенор женился на своей бывшей секретарше через 10 лет знакомства. Несмотря на значительную разницу в возрасте - 34 года, - они хорошо ладили друг с другом. Свадьбу играли в парке, где супруги познакомились, когда Николетта еще работала ассистентом на конюшне маэстро.

У Лучано Паваротти и Николетты Мантовани родилась разнополая двойня. К несчастью, роды были сложными - Николетте пришлось перенести срочную операцию кесарева сечения, и мальчик умер сразу же после рождения из-за недостатка кислорода. Выжившая девочка стала первым ребенком 33-летней Мантовани и четвертым у 67-летнего Паваротти.

Великий тенор принял решение уйти со сцены в свой 70-летний юбилей в 2005 году, выступив на прощание в 40 городах мира, в том числе и в Петербурге, где в Ледовом дворце он дал концерт "A night to remember".

Когда в перерыве между гастролями певец проходил медобследование, врачи обнаружили у него злокачественную опухоль. В 2006 году Паваротти перенес операцию по ее удалению, по этой причине все концерты на 2006 год были отменены.

Паваротти госпитализировали 8 августа 2007 года. Официально сообщалось, что это связано с затруднением дыхания и высокой температурой. 25 августа певца выписали из больницы. Но вскоре его состояние резко ухудшилось. Итальянское телевидение сообщало, что всемирно известный певец находится "в тяжелейшем состоянии" и временами теряет сознание. Рано утром 6 сентября стало известно о смерти великого тенора.

Паваротти говорил, что не боится смерти с тех пор, как в 12 лет перенес столбняк и 15 дней пролежал в коме. Но именно тогда он понял, в чем смысл существования, и впервые поблагодарил Бога за то, что тот сохранил ему жизнь. Позже певец пережил авиакатастрофу в Нью-Йорке, о которой подробно рассказал в своей автобиографии: "Было так, словно Господь схватил меня за шиворот и сказал: "Ты так равнодушен к жизни. Вот познай, что такое смерть". Самолет раскололся пополам, и за следующие семь или восемь секунд вся моя жизнь от рождения до этого момента пронеслась перед моими глазами. И в тот момент я понял, что жизнь следует принимать такой, какая она есть, и наслаждаться ею в полной мере".

4

Хочу расскзать о человеке, которого сам великий маэстро Паваротти, называл своим учеником. Признаться, мне не довелось слышать его, кроме, как по телевизору, но то, что я слышал, покорило меня с первой арии.

Карта небосклона оперных звезд нынче удивительна. Ну кто бы мог подумать лет пятьдесят, даже лет тридцать назад, что столь богатым на классные тенора континентом окажется именно Южная Америка. И тем не менее: такого тенорового бума на этой части суши не было еще никогда. Если кому-то из продюсеров придет в голову подбирать молодой вариант трио Паваротти–Доминго–Каррерас, то без латиноамериканцев тут не обойтись.

Возьмем самых ярких теноров десятилетия. Хосе Кура – из Аргентины. Рамон Варгас – из Мексики. Роландо Вильясон – из Венесуэлы. Свой вклад в эту отрадную картину вносит и Перу, где родился Хуан Диего Флорес, молодая суперзвезда, лучший, по мнению многих, лирический тенор мира, вдобавок наделенный статной внешностью глянцевого красавца.

В ответ на вопрос о том, почему латиноамериканские певцы так внезапно и так решительно ворвались на лучшие оперные площадки мира, сам Хуан Диего Флорес лишь пожимает плечами. Мол, голоса-то южнее Техаса и раньше были, просто для остального мира они долго оставались последней вещью, которой можно интересоваться и заниматься. А заниматься, конечно, нужно, потому что и самый голосистый самородок вряд ли добьется столь единодушного признания без хорошей школы. Здесь так и хочется вставить стереотипную фразу: "Великолепный тенор Флореса окончательно сформировался благодаря учебе в Италии, куда певец мечтал попасть с детства, полюбивши по пластинкам репертуар итальянского бельканто". Но все иначе. С детства певцу мечталось другое: по стопам его отца сделать карьеру в поп-музыке, и с этой самой целью он поступил в консерваторию в перуанской столице. Уже там педагоги отметили прекрасный голос юного Хуана Диего, но оперная карьера его по-прежнему не прельщала. До тех пор, пока он не продолжил учебу в известном американском музыкальном училище – Curtis School в Филадельфии: вот там-то стихия бельканто его окончательно взяла в полон. Среди людей, которые этому способствовали, певец называет легендарное американское меццо-сопрано и выдающегося педагога Мэрилин Хорн, а также своего земляка, не менее легендарного тенора Эрнесто Паласио: последний, кстати, и до сих пор помогает прославившемуся молодому коллеге рекомендациями. А прославиться тенору помогла хрестоматийная ситуация: в 1996 году на фестивале Россини в Пезаро он заменил заболевшую знаменитость Брюса Форда, после чего незамедлительно стал знаменитостью сам. Сеньор Флорес с успехом зарекомендовался во многих европейских театрах, с легкостью интерпретируя высокие и сложные теноровые партии в операх конца XVIII – первой трети XIX века. В своей первой оперной записи – "Митридат, царь Понтийский" Моцарта – он со своей небольшой партией Марция выигрышно смотрелся на фоне таких партнеров, как Чечилия Бартоли, Натали Дессей и Джузеппе Саббатини. "Своим" репертуаром певец называет прежде всего произведения великой троицы бельканто – Россини, Беллини, Доницетти. С этим репертуаром он выступит и в Москве, предоставляя столичной публике сполна оценить фирменные качества своего вокала: упоительную легкость, красивый лирический тембр, феерическую виртуозность, филигранную точность. Сопровождать этот деликатесный триумф бельканто будет Национальный филармонический оркестр России под управлением американского дирижера Кристофера Франклина.


Вы здесь » КЛУБ ЭСТЕТОВ » Опера в статьях и обзорах. » Лучано Паваротти: "Я соперничаю только с самим собой"